Осень
Натюрморты известных художников. - Форум
Четверг, 24.01.2019, 11:08 Приветствую Вас Гость

НАШИ КРАСИВЫЕ ПИТОМЦЫ @ РУССКАЯ ЦВЕТНАЯ БОЛОНКА

Главная | Регистрация | Вход | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ И ТРАДИЦИИ РУСИ » ГАЛЕРЕЯ ЖИВОПИСИ » Натюрморты известных художников.
Натюрморты известных художников.
ВоЛнИраДата: Пятница, 09.03.2012, 17:13 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11664
Статус: Offline
Натюрморт

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV—XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа, например, портрет Жана Каронделя работы Яна Госсарта (см. vanitas). Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо — в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением

Нидерландский натюрморт XVII века

Нидерландский натюрморт представлял собой уникальное культурное явление XVII века, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Термин «застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. stilleben, англ. still-life) стал употребляться для обозначения жанра в середине XVII века, поначалу в Нидерландах. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе — «тихая, неподвижная жизнь».

Виллем Клас Хеда. Пример натюрморта на аллегорическую тему.

Существовало несколько важных факторов, повлиявших на столь бурное развитие натюрмортной живописи. Во-первых, удивительный для небольшой страны уровень достижений в общественных науках, математике, физике и естествознании. Так, великолепные нидерландские географические карты и атласы славились во всей Европе, открытия учёного-зоолога Левенгука получили всемирную известность, нидерландские мореплаватели привозили из путешествий в экзотические страны разнообразные редкости, растения, посуду, интересные технологии изготовления вещей. Словно на витрине, расставлены перед зрителем кухонная утварь, цветы, фрукты, предметы быта — возможно, чтобы рассказать о благосостоянии родины, ведь эстетика натюрмортов была приятна и иностранцам, приобретавшим картины для украшения своего дома.

Цветочный натюрморт

Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в нидерландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр. Одним из самых первых выделился цветочный натюрморт в произведениях таких художников, как Амброзиус Босхарт Старший и Бальтасар ван дер Аст, и далее продолжал своё развитие в роскошных натюрмортах Яна Давидса де Хема и его последователей уже во второй половине XVII столетия. Причины популярности цветочного натюрморта можно найти в особенностях быта нидерландского общества — традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения — а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.

Учёный натюрморт


Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли). Часто в натюрмортах этого направления присутствуют иллюзионистские приемы, создающие искусный обман зрения. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта — так называемых «обманок» (trompe l’œil). Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за её пределами.[color=orange][color=orange][color=orange][color=orange][color=orange]
 
ВоЛнИраДата: Пятница, 09.03.2012, 23:21 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11664
Статус: Offline
http://www.liveinternet.ru/users/nadejdas/post162434454/

Федор Петрович Толстой (1783-1873). Натюрмортная графика Ф.П. Толстого, известного русского скульптора, медальера, рисовальщика и живописца, наверно, наиболее выдающаяся и ценная часть его творческого наследия, хотя сам художник говорил, что создавал эти произведения “в свободное от серьезных занятий время”.

Федор Петрович Толстой, Натюрморт, Малина, ветка, бабочка, муравей, лист

Ф.П. Толстой, Букет цветов, бабочка и птичка, 1820, Третьяковская галерея
 
ВоЛнИраДата: Пятница, 09.03.2012, 23:27 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11664
Статус: Offline
Илья Ефимофич Репин (1844–1930) также не раз обращался к такому мотиву натюрморта, как цветы. К таким произведениям можно отнести картину “Осенний букет” (1892, Третьяковская галерея, Москва), где художник с равным вниманием изображает осенний пейзаж, молодую женщину, стоящую на фоне золотистых деревьев, и скромный букет из желтых и белых цветов в ее руках.

И. Репин. Осенний букет. Портрет Веры Репиной. 1892, Третьяковская галерея

И.Е.Репин, Яблоки и листья, 1879, ГРМ

История картины “Яблоки и листья” несколько необычна. Натюрморт, сочетавший фрукты и листья, был поставлен для ученика Репина, В.А. Серова. Предметная композиция настолько понравилась учителю, что он решил сам написать такой натюрморт. Цветы и плоды привлекали многих художников, предпочитавших из других вещей именно эти, наиболее поэтично и красиво показывающие мир природы. Даже И.Н. Крамской, пренебрежительно относившийся к подобному жанру, также отдал дань натюрморту, создав эффектную картину “Букет цветов. Флоксы” (1884, Третьяковская галерея, Москва).
 
ВоЛнИраДата: Пятница, 09.03.2012, 23:36 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11664
Статус: Offline
Валентин Александрович Серов (1865–1911) известен большинству из нас как художник, уделявший в своем творчестве внимание в области пейзажа, портрета и исторической живописи. Однако, следует заметить, что предмет в его творчестве всегда играл важную роль и нередко занимал такое же равноправное положение, как и другие элементы композиции.

В.А.Серов, Девочка с персиками, 1887
 
ВоЛнИраДата: Пятница, 09.03.2012, 23:41 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11664
Статус: Offline
Михаил Александрович Врубель (1856–1910) писал: “И опять меня обдает, нет, не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте. Это музыка цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада”.

М.А. Врубель. “Шиповник”, 1884

М.А. Врубель. “Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан”, 1905

Большого мастерства в создании натюрмортов-“обманок” достигли Г.Н. Теплов и Т. Ульянов. Чаще всего они изображали дощатую стенку, на которой были прорисованы сучки и прожилки дерева. На стенках развешаны или заткнуты за прибитые гвоздями тесемочки разнообразные предметы: ножницы, гребешки, письма, книги, нотные тетради. На узких полочках расставлены часы, чернильницы, флаконы, подсвечники, посуда и другие мелкие вещицы. Кажется, что подобный набор предметов совершенно случаен, но на самом деле это далеко не так. Глядя на такие натюрморты, можно догадаться об интересах художников, занимавшихся музицированием, чтением, увлекавшихся искусством. Мастера любовно и старательно изображали дорогие им вещи. Эти картины трогают своей искренностью и непосредственностью восприятия натуры.
 
ВоЛнИраДата: Пятница, 09.03.2012, 23:43 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11664
Статус: Offline
Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) также много уделял в своем творчестве жанру натюрморта. На его жизнерадостных полотнах можно увидеть яркие атласные ткани, сверкающие медью самовары, блеск фаянса и фарфора красные ломти арбуза, виноградные грозди, яблоки, аппетитные кексы. Одной из его замечательных картин является "Купчиха за чаем", 1918 г. Невозможно не восхищаться ярким великолепием показанных на полотне предметов. Сверкающий самовар, ярко-красная мякоть арбузов, глянцевые яблоки и прозрачный виноград, стеклянная вазочка с вареньем, позолоченная сахарница и чашка, стоящие перед купчихой, — все эти вещи вносят в изображение праздничное настроение.

Кустодиев, Купчиха за чаем, 1918
 
ВоЛнИраДата: Пятница, 09.03.2012, 23:44 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11664
Статус: Offline
В жанре натюрморта большое внимание уделялось так называемым 'натюрмортам-обманкам'. Многие натюрморты-“обманки”, несмотря на то, что их главной задачей было введение зрителя в заблуждение, обладают несомненными художественными достоинствами, особенно заметными в музеях, где, развешанные по стенам, такие композиции, конечно же, не могут обмануть публику. Но есть здесь и исключения. Например, “Натюрморт с книгами”, выполненный П.Г. Богомоловым, вставлен в иллюзорный “книжный шкаф”, и посетители не сразу догадываются, что это всего лишь картина.

П.Г.Богомолов. Натюрморт с книгами. 1737
 
ВоЛнИраДата: Пятница, 09.03.2012, 23:46 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11664
Статус: Offline
Очень хорош “Натюрморт с попугаем” (1737) Г.Н. Теплова. С помощью ясных, четких линий, переходящих в мягкие, плавные контуры, легких, прозрачных теней, тонких цветовых нюансов художник показывает разнообразные предметы, развешанные на дощатой стене. Виртуозно передана древесина, голубоватые, розовые, желтоватые оттенки которой помогают создать почти реальное ощущение свежего запаха только что выструганного дерева.

Г.Н. Теплов. “Натюрморт с попугаем”, 1737, Государственный музей керамики, усадьба Кусково
 
ВоЛнИраДата: Пятница, 09.03.2012, 23:50 | Сообщение # 9
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11664
Статус: Offline
Русские натюрморты-“обманки” XVIII века свидетельствуют о том, что художники еще недостаточно умело передают пространство и объемы. Более важно для них показать фактуру предметов, словно перенесенных на холст из реальной действительности. В отличие от голландских натюрмортов, где вещи, поглощенные световой средой, изображены в единстве с ней, в картинах русских мастеров предметы, выписанные очень тщательно, даже мелочно, живут как бы сами по себе, вне зависимости от окружающего пространства.

В начале XIX века большую роль в дальнейшем развитии натюрморта сыграла школа А.Г. Венецианова, выступавшего против строгого разграничения жанров и стремившегося научить своих воспитанников целостному видению натуры.

А.Г.Венецианов. Гумно, 1821-23 г.

Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр — интерьер. Художники показывали различные помещения дворянского дома: гостиные, спальни, кабинеты, кухни, классные комнаты, людские и т.п. В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца). Тем не менее, Венецианов призывал своих воспитанников тщательно прорабатывать не только лица и фигуры людей, но и окружающие их вещи.
 
ВоЛнИраДата: Пятница, 09.03.2012, 23:52 | Сообщение # 10
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11664
Статус: Offline
В картинах, созданных талантливыми учениками Венецианова, вещи переданы правдиво и свежо. Таковы натюрморты К. Зеленцова, П.Е. Корнилова. В творчестве венециановцев есть и работы, которые по своей сути не являются натюрмортами, но, тем не менее, роль вещей в них огромна. Можно назвать, например, полотна “Кабинет в Островках” и “Отражение в зеркале” Г.В. Сороки, хранящиеся в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге.

Г.В. Сорока. “Кабинет в Островках”. Фрагмент, 1844, Русский музей, Санкт-Петербург
 
ВоЛнИраДата: Пятница, 09.03.2012, 23:53 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11664
Статус: Offline
Известным мастером предметных композиций первой половины XIX столетия был художник И.Ф. Хруцкий, написавший множество прекрасных картин в духе голландского натюрморта XVII века. Среди самых лучших его работ — “Цветы и плоды” (1836, Третьяковская галерея, Москва), “Портрет жены с цветами и фруктами” (1838, Художественный музей Белоруссии, Минск), “Натюрморт” (1839, Музей Академии художеств, Санкт-Петербург).

И.Ф. Хруцкий. “Цветы и плоды”, 1836, Третьяковская галерея
 
ВоЛнИраДата: Пятница, 09.03.2012, 23:58 | Сообщение # 12
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11664
Статус: Offline
Во второй половине XIX века большое внимание изображению предметов уделял П.А. Федотов. Хотя он не писал собственно натюрмортов, мир вещей, созданный им, восхищает своей красотой и правдивостью.

Глядя на картину “Свежий кавалер” (“Утро после пирушки”, 1846), поражаешься обилию предметов, тщательно выписанных мастером. Настоящий натюрморт, удивляющий своей немногословностью, представлен на знаменитой картине Федотова “Сватовство майора” (1848). Осязаемо реально передано стекло: фужеры на высоких ножках, бутылка, графин. Тончайшее и прозрачное, оно как будто издает нежный хрустальный звон.

П.А. Федотов. “Утро после пирушки, или Свежий кавалер”, 1846, Третьяковская галерея

Федотов П.А. Сватовство майора. 1848—1849. ГТГ


Федотов не отделяет предметы от интерьера, поэтому вещи показаны не только достоверно, но и живописно тонко. Каждый самый обычный или не слишком привлекательный предмет, занимающий свое место в общем пространстве, кажется удивительным и красивым.
 
ВоЛнИраДата: Суббота, 10.03.2012, 00:04 | Сообщение # 13
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11664
Статус: Offline
Во второй половине XIX века жанр натюрморта практически перестал интересовать художников, хотя многие жанристы охотно включали элементы натюрморта в свои композиции. Большое значение приобретают вещи в картинах В.Г. Перова (“Чаепитие в Мытищах”, 1862, Третьяковская галерея, Москва), Л.И. Соломаткина (“Славильщики-городовые”, 1846, Государственный исторический музей, Москва).

В.Г. Перов, Чаепитие в мытищах, 1862

Натюрморты представлены в жанровых сценах А.Л. Юшанова (“Проводы начальника”, 1864), М.К. Клодта (“Больной музыкант”, 1855), В.И. Якоби (“Разносчик”, 1858), А.И. Корзухина (“Перед исповедью”, 1877; “В монастырской гостинице”, 1882), К.Е. Маковского (“Алексеич”, 1882). Все эти полотна ныне хранятся в собрании Третьяковской галереи.

К.Е. Маковский. “Алексеич”, 1882, Третьяковская галерея, Москва
 
ВоЛнИраДата: Суббота, 10.03.2012, 00:06 | Сообщение # 14
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11664
Статус: Offline
В 1870–1880-х годах ведущим жанром в русской живописи оставался бытовой, хотя пейзаж и портрет также занимали важное место. Огромную роль для дальнейшего развития русского искусства сыграли передвижники, стремившиеся показать в своих произведениях правду жизни. Художники стали придавать большое значение работе с натуры и потому все чаще обращались к пейзажу и натюрморту, хотя многие из них считали последний напрасной тратой времени, бессмысленным увлечением формой, лишенной внутреннего содержания. Так, И.Н. Крамской упоминал об известном французском живописце, не пренебрегавшем натюрмортами, в письме к В.М. Васнецову: “Не станет же талантливый человек тратить время на изображение, положим, тазов, рыб и пр. Это хорошо делать людям, имеющим уже все, а у нас дела непочатый угол”.

И Поленов, и Суриков могли бы стать прекрасными мастерами натюрморта, о чем свидетельствуют виртуозно написанные предметы в их композициях (“Больная” Поленова, “Меншиков в Березове” Сурикова).

В.Д. Поленов. “Больная”, 1886, Третьяковская галерея
 
ВоЛнИраДата: Суббота, 10.03.2012, 00:09 | Сообщение # 15
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11664
Статус: Offline
Среди немногочисленных натюрмортов передвижников главное место занимают “букеты”. Интересен “Букет” В.Д. Поленова (1880, Музей-усадьба Абрамцево), по манере исполнения немного напоминающий натюрморты И.Е. Репина. Непритязательный по своему мотиву (мелкие полевые цветы в простой стеклянной вазе), он, тем не менее, восхищает своей свободной живописью. Во второй половине 1880-х годов похожие букеты появятся в живописи И.И. Левитана.

Иван Николаевич Крамской, Букет цветов, Флоксы, 1884, ГТГ

На IX Передвижной выставке 1881–1882 годов внимание публики привлекла картина К.Е. Маковского, названая в каталоге “Nature morte” (теперь она находится в Третьяковской галерее под названием “В мастерской художника”). На большом полотне изображены лежащая на ковре огромная собака и ребенок, тянущийся из кресла к фруктам на столе. Но эти фигуры — всего лишь детали, нужные автору для того, чтобы оживить натюрморт — множество роскошных вещей в мастерской художника. Написанная в традициях фламандского искусства, картина Маковского все же трогает душу зрителя. Художник, увлекшийся передачей красоты дорогих вещей, не сумел показать их индивидуальность и создал произведение, главная цель которого — демонстрация богатства и роскоши.

Константин Егорович Маковский, В мастерской художника, 1881, ГТГ
 
ВоЛнИраДата: Суббота, 10.03.2012, 00:15 | Сообщение # 16
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11664
Статус: Offline
Первые зачатки нового натюрморта можно обнаружить в живописи художников, работавших на рубеже XIX-XX столетий: И.И. Левитана, И.Э. Грабаря, В.Э. Борисова-Мусатова, М.Ф. Ларионова, К.А. Коровина. Именно в то время в русском искусстве натюрморт появился как самостоятельный жанр.

В.Э. Борисов-Мусатов, Розы и сережки, 1901-1903, Саратов, ГХМ им. Радищева

В начале XX века большую роль в развитии русского натюрморта сыграли такие художники, как А.Я. Головин, С.Ю. Судейкин, А.Ф. Гауш, Б.И. Анисфельд, И.С. Школьник. Новое слово в этом жанре сказал и Н.Н. Сапунов, создавший целый ряд картин-панно с букетами цветов.

Александр Яковлевич Головин, Флоксы, 1911, ГТГ

В 1900-х годах к натюрморту обратилось множество художников самых разных направлений. Среди них были т.н. московские сезаннисты, символисты (П.В. Кузнецов, К.С. Петров-Водкин) и др. Важное место предметные композиции занимали в творчестве таких известных мастеров, как М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк, П.П. Кончаловский, А.В. Шевченко, Д.П. Штеренберг, сделавшие натюрморт полноправным среди других жанров в русской живописи XX века.

Одно перечисление русских художников, которые в своем творчестве использовали элементы натюрморта заняло бы немало места. Поэтому ограничимся приведенным здесь материалом. Желающие могут ознакомиться более подробно по ссылкам, приведенным в первой части этой серии постов о жанре натюрморта.

Предыдущие сообщения: Часть 1 – http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post79620100/

Часть 2 – http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post79620262/
Часть 3 – http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post79620524/
Часть 4 – http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post79621153/
Часть 5 – http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post79621354/
 
bolonkaДата: Вторник, 13.03.2012, 23:10 | Сообщение # 17
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 147
Репутация: 0
Статус: Offline
Владимир Екимов, родился в 1971 году в Смоленске.


Добавлено (13.03.2012, 23:09)
---------------------------------------------


Добавлено (13.03.2012, 23:10)
---------------------------------------------


Сообщение отредактировал bolonka - Вторник, 13.03.2012, 23:12
 
tsvetbolonkaДата: Вторник, 10.04.2012, 00:31 | Сообщение # 18
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 904
Репутация: 0
Статус: Offline

Крамской Иван Николаевич
Букет цветов. Флоксы. 1884

Холст, масло 64 x 56
Государственная Третьяковская галерея
Москва
 
spartak82Дата: Воскресенье, 11.08.2013, 14:47 | Сообщение # 19
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Продолжу ряд современных художников России, одним из направлений творчества которых являются именно натюрморты. Весьма интересны для любого ценителя искусства будут авторские произведения Ирины Гайдук.



Остальными натюрмортами, написанными рукой И. Гайдук, можно полюбоваться на http://www.gayduk.org/
 
tsvetbolonkaДата: Понедельник, 23.12.2013, 17:30 | Сообщение # 20
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 904
Репутация: 0
Статус: Offline
spartak82, Спасибо,что знакомите с такой красотой! flower
 
Форум » НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ И ТРАДИЦИИ РУСИ » ГАЛЕРЕЯ ЖИВОПИСИ » Натюрморты известных художников.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

сирен