Осень
Широкая масленица - Форум
Понедельник, 19.02.2018, 21:06 Приветствую Вас Гость

НАШИ КРАСИВЫЕ ПИТОМЦЫ @ РУССКАЯ ЦВЕТНАЯ БОЛОНКА

Главная | Регистрация | Вход | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 212»
Форум » ВСЕВОЗМОЖНЫЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ » ПОЗДРАВЛЕНИЯ В СТИХАХ, ТОСТЫ, ПОЖЕЛАНИЯ » Широкая масленица
Широкая масленица
ВоЛнИраДата: Вторник, 21.02.2012, 17:07 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11516
Статус: Offline


новости обычаи история рецепты тексты фото видео туры

Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал "родительский день", когда славяне поклонялись душам усопших предков.
Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.

Кандидат филологических наук И. ГРАЧЕВА (г. Рязань)
Некоторые историки считают, что в древности масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. А этнограф прошлого века И. М. Снегирев считал, что масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия. В христианскую эпоху Велесов день, приходившийся на 24 февраля по новому стилю, стал днем святого Власия. В народных присловьях сохранилась память о традициях обрядовых подношений Велесу-Власию: "У Власия и борода в масле".

Однако это еще не все о значении масленицы. Для славян она долгое время была и встречей нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".

Ни принятие христианства, ни изменение времени новогоднего отсчета не заставили Русь отказаться от любимого праздника - хлебосольного и разгульно-веселого, в котором словно отражалась русская натура, порой не знающая меры и удержу. Об этом мы можем судить по дошедшим до нас свидетельствам современников - отечественных и иностранных. Англичанин С. Коллинс, служивший в середине XVII века врачом у царя Алексея Михайловича, писал в своих записках: "На масленице, перед Великим постом, русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и на последней неделе (перед Великим постом - прим. И. Г.) пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своем". По рассказам Коллинса, после этого праздника по Москве тянулись скорбные подводы с бездыханными телами жертв лихого разгула. Одни напивались до смерти, другие во хмелю падали в сугробы и замерзали, третьи гибли в кулачных боях, любимой масленичной забаве. "Человек двести или триста провезены были таким образом в продолжение поста", - писал Коллинс.

Саксонец Г. А. Шлейссингер, побывавший в Москве в конце XVII века, рассказывал: "В это время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности". По своей темпераментности, замечает Шлейссингер, московиты, пожалуй, сродни итальянцам: "Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и почти таким же образом отправляется".

Даже качели, которые любили устраивать на масленицу россияне, нередко для отчаянных удальцов становились причиной членовредительства, а то и гибели. Царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, "кулачных боев меж себе не делали и на качелях ни на каких не качалися".

Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем. Молодой Петр I, открывая масленичные гулянья в Москве и забыв строгие наставления своего батюшки, сам с упоением качался на качелях вместе с офицерами-преображенцами.

Это подметил и секретарь австрийского посольства И. Г. Корб, приехавший в это время в Россию: на масленице "пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие". К немалому удивлению Корба, сам молодой царь задавал тон этому ниспровержению всяческих авторитетов. Корб стал свидетелем курьезного и вместе с тем глумливого обряда: только что отстроенный Лефортов дворец освящал на масленицу шутовской патриарх, "князь-папа", возглавлявший "всешутейший и всепьянейший собор". Дворец освящали в честь Вакха, кадили табачным дымом, а "патриарх" благословлял всех крестом, сделанным из перекрещенных табачных трубок. Затем во дворце начался веселый пир, продолжав шийся двое суток: "Причем не дозволялось уходить спать в собственные жилища. Иностранным представи телям отведены были особые покои и назначен определенный час для сна, по истечении которого устраивалась смена, и отдохнувшим надо было в свою очередь идти в хороводы и прочие танцы".

Ф. В. Берхгольцу, прибывшему в Россию в свите герцога Голштинского, особенно запомнилась масленица в Москве в 1722 году. По случаю празднования Ништадтского мира Петр устроил необычную процессию, которая двинулась из села Всесвятского и проехала по Москве. Изумленные москвичи видели, как по заснеженным улицам их древнего города курсировал русский флот. Лодки, яхты, корабли были поставлены на сани, которые тянули лошади.

Берхгольц оставил подробнейшее описание этого поезда. Тут был и "князь-папа" со своей шутовской свитой: "В ногах у него верхом на бочке сидел Бахус, держа в правой руке большой бокал, а в левой посудину с вином". За ним следовал Нептун: "Он сидел в санях, сделанных в виде большой раковины, и имел пред собою в ногах двух сирен". Сам император ехал на большом корабле, беспрестанно салютовавшем из пушек. Команду корабля составляли бойкие, проворные мальчики (очевидно, ученики навигацкой школы). Берхгольц рассказывал: "Его величество веселился истинно по-царски. Не имея здесь в Москве возможности носиться так по водам, как в Петербурге, и несмотря на зиму, он делал однако ж со своими маленькими ловкими боцманами на сухом пути все маневры, возможные только на море. Когда мы ехали по ветру, он распускал все паруса, что конечно немало помогало 15-ти лошадям, тянувшим корабль".

Императрица следовала за кораблем в красивой раззолоченной гондоле. В процессии были ряженые, изображавшие турок, арапов, испанцев, арлекинов, даже драконов и журавлей. Были сани, запряженные шестерней медведей. Ими правил человек, зашитый в медвежью шкуру. Вероятно, это была выдумка Ромодановских, которые славились своими дрессированными медведями. Берхгольц насчитал в процессии свыше 60 саней. Праздник закончился пиром и фейерверком.

А вот в 1724 году в Петербурге масленица не удалась. Петр намеревался и здесь устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться в чей-нибудь гостеприимный дом. Азартный государь не терял надежды осуществить задуманную им потеху, но, увы, стихия победила.

Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием "Торжествующая Минерва". Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки - мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотвор ным правлением мудрой Екатерины. Распорядителем праздника был известный актер Ф. Г. Волков, стихи и тексты для хоров писали М. М. Херасков и А. П. Сумароков. Процессию составляли четыре тысячи действующих лиц и двести колесниц. Это увеселение стоило жизни Волкову, простудившемуся во время праздника. А пороки, с которыми намеревалась бороться Екатерина, по странной иронии судьбы под ее скипетром расцвели еще более пышным цветом.

Когда Екатерина II дождалась рождения внука Александра, которому втайне намеревалась передать престол, обойдя нелюбимого сына Павла, императрица на радостях устроила для своих приближенных поистине "бриллиантовую" масленицу. Английский посол лорд Гаррис сообщал: "Императрице угодно было устроить в течение масленицы праздник, который своим великолепием и изяществом превзошел все, что можно придумать в этом роде. За ужином десерт подавался на драгоценных блюдах, сверкавших каменьями на сумму до двух миллионов фунтов стерлингов". Тем, кто оказывался в выигрыше в затеянных после ужина играх, императрица преподносила бриллиант. За вечер она раздарила своим приближенным около 150 бриллиантов, поразивших англичанина своей ценой и редкостной красотой.

Посетивший Россию в XVIII веке датчанин П. Хавен рассказывал: "Помимо различных игр, обычных на масленицу, русские в эту неделю устраивают себе развлечение, которое чужеземным наблюдателям кажется более опасным, нежели веселым". Он имел в виду катание с высоких ледяных гор, ставшее неотъемлемой частью масленичных забав. Сначала для этого использовали естественные рельефы местности - высокие речные берега, овраги и пригорки, которые заливали водой.

Ганноверского посланника Ф.-Х. Вебера, побывавшего в России во времена Петра I, это излюбленное развлечение русских привело в содрогание. У крутого, обледеневшего спуска реки уже вовсю шла потеха. Наверху стоял стол с водкой, которой - "на дорожку" - угощали катающихся. Под горой расположился оркестр, вокруг собрались толпы наблюдающих. Несколько человек садились гуськом, держась друг за друга, на соломенный коврик. Для благополучного спуска следовало обладать незаурядными акробатическими способностями. Катальщики на огромной скорости неслись с горы, скользя по ледяным ухабам на "пятой точке" и задрав ноги кверху, чтобы не покалечить их и не приехать вниз нагишом: по свидетельству Вебера, при стремительном спуске от трения "брюки, если не были прочны, рвались в клочья". Как только коврик с катающимися сталкивали сверху, "начинали играть литавры и трубы, звук которых сопровождался криками зрителей и самих спускавшихся. И я могу на собственном опыте подтвердить, - продолжает Вебер, - что, когда был со всеми остальными принужден также проделать этот спуск и счастливо завершил гонку, я от головокружения почти ничего не слышал и не видел".

Со временем "катальная потеха" в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами, спусковую дорожку ограждали бортиками. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. Вместо рогожек появились специальные санки, которые вначале напоминали лодки, поставленные на полозья и обитые внутри сукном. Но некоторые лихачи предпочитали спускаться с горок на коньках или просто на собственной подошве. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Катание с городских усовершенствованных гор стало платным и в прошлом веке стоило копейку.

Возле ледяных гор развертывалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику веселили скоморохи и любимый народный герой - Петрушка. Вскоре на смену этим представлениям пришли балаганы, в которых выступали акробаты и жонглеры, показывали дрессированных животных и китайские тени, ставили лубочные комедии, спектакли-феерии, а также популярные в XIX веке "живые картины".

Хозяева балаганов чутко улавливали изменения зрелищных потребностей и вкусов публики. Едва по Петербургу разнеслась молва о триумфе картины К. Брюллова "Гибель Помпеи", как в одном из балаганов начали показывать "живую картину" на эту тему. Эффекты были впечатляющие: яркие вспышки извержения вулкана, дым, грохот, живописные группы статистов... Правда, полуобнаженные "помпеянцы" отчаянно дрожали в промерзлом балагане, но невзыскательные зрители истолковывали это как ужас перед грозной стихией.

Если в Москве и Петербурге простолюдины на масленице спешили в балаганы, чтобы посмотреть "Битву русских с кабардинцами" или "Взятие Карса", то жители маленьких провинциальных городков и деревень сами становились действующими лицами необычной баталии - взятия снежного городка - помните яркую, динамичную картину Сурикова? Собравшись от мала до велика, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и двумя воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби. Потом всем участникам игры подносилось угощение, а победителя награждали подарком.
 
ВоЛнИраДата: Вторник, 21.02.2012, 17:07 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11516
Статус: Offline
Распространенной масленичной забавой, особенно в глубинке, были кулачные бои. С. В. Максимов в "Очерках народного быта" рассказывал о традициях одного из уездных городков Пензенской губернии: "В последний день масленицы <...> на базарную площадь еще с утра собираются все крестьяне, от мала до велика". Начинается с традиционной "стенки", когда выстраиваются друг против друга бойцы двух партий. А кончается тем, что "все дерутся, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. Издали эта куча барахтающихся людей очень походит на опьяненное чудовище, которое колышется, ревет, кричит и стонет от охватившей его страсти разрушения. До какой степени жарки бывают эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходят с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них разодраны в клочья".



Широкая масленица в полной откровенности выставляла напоказ все: и семейные достатки, о которых судили по нарядам и угощению; и одичание невежественных душ, превращающее праздник в пьяный мордобой, и неистребимую тягу человеческих сердец к красоте и радостной поэзии бытия. Максимов писал: "Всюду весело, оживленно, всюду жизнь бьет ключом, так что перед глазами наблюдателя промелькнет вся гамма человеческой души: смех, шутки, женские слезы, поцелуи, бурная ссора, пьяные объятия, крупная брань, драка, светлый хохот ребенка..."

Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях.


image hosting gif

Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники... Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и даже не подозревая, что подражание голосам птиц - тоже остаток языческих обрядов зазывания Весны-Красны. Эту светлую радость и праздничную пестроту красок донесли до нас картины Б. Кустодиева, любившего рисовать русскую масленицу.

Молодая англичанка М. Вильмот, приехавшая в гости к княгине Дашковой, с удовольствием участвовала в масленичных катаниях в Москве в 1804 году. Она записала в дневнике: "Особенно блистали купчихи. Их головные уборы расшиты жемчугом, золотом и серебром, салопы из золотного шелка оторочены самыми дорогими мехами. Они сильно белятся и румянятся, что делает их внешность очень яркой. У них великолепные коляски, и нет животного прекраснее, чем их лошади. Красивый выезд - предмет соперничества <...> Прелестная графиня Орлова была единственной женщиной, которая правила упряжкой, исполняя роль кучера своего отца. Перед их экипажем ехали два всадника в алом, форейтор правил двумя, а графиня - четырьмя лошадьми. Они ехали в высоком, легком, чрезвычайно красивом фаэтоне, похожем на раковину".

Леди Блумфильд так описывала масленицу 1846 года в Петербурге: "Все пространство большой Адмиралтейской площади было покрыто временными бараками и деревянными театрами, а также цирками, каруселями, ледяными горами и т. д., устроенными для развлечения народа.


free image hosting

Дорога против Зимнего дворца была занята непрерывной линией карет, которые тянулись, точно в процессии, и были преимущественно наполнены детьми. В общем это было красивое и веселое зрелище, словно большая ярмарка. Во время масленицы люди всех классов, казалось, совсем теряли голову, думая только о том, как больше наполнить эту неделю удовольствиями и развлечениями".

Особую поэзию санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой "молодые" ездили по улицам "казать себя" и делали визиты родным и знакомым. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. "Новоженов" и помолвленных узнавали сразу: и по счастливым лицам, и по щегольским нарядам, а особенно по тому, что им положено было ездить обнявшись. В "Записках" А. Т. Болотова есть любопытный эпизод, относящийся к времени правления Екатерины II. Великий князь Константин Павлович, только что женившийся, последовал народному обычаю и, "подхватив свою молодую и посадя в открытые сани, один, без кнехта, без всяких дальних сборов и церемоний, ну по городу масленицею ездить и кататься и всем свою молодую показывать; а народу то и любо было. Сказывают, что сие узнала императрица и ей было неугодно, что он нарушил этикет, так что она не приказала ему без своего ведома давать лошадей".

Главное угощение на масленице - блины, пеклись и поедались в несметных количествах. В знаменитых петербургских и московских ресторанах в эту неделю расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками. На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник - встреча масленицы, во вторник - заигрыши. В среду-лакомку тещи приглашали зятьев на блины. В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу - тещины вечерки - зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам.

Воскресенье называлось "прощеным днем". Француз Ж. Маржерет, служивший в России в начале XVII века, рассказывал, что русские в этот день "ходят навещать друг друга, обмениваясь поцелуями, поклонами и прося прощения друг у друга, если обидели словами или поступками; даже встречаясь на улице, хотя бы прежде никогда не видели друг друга, целуются, говоря: "Простите меня, прошу вас", - на что отвечают: "Бог вас простит, и меня простите тоже". В XVII веке в этот день цари вместе со своими приближенными приходили "прощаться" к патриарху. А тот, исполнив необходимые церемонии, потчевал высоких гостей креплеными медами и рейнским вином.

Впрочем, в каждой местности складывались собственные традиции распорядка масленой недели. Так проводы масленицы в одних губерниях начинались уже с пятницы, в других откладывались до воскресного вечера. По деревням с песнями и приговорами двигалась процессия с соломенным чучелом Масленицы, которую чествовали, приглашали снова вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу, где сжигали на костре. В некоторых местах во время проводов возили сани с укрепленным на столбе колесом; на колесе восседал румяный крепкий мужик, держа в одной руке штоф вина, а в другой - калач. Колесо, вероятно, символизировало круговорот годового солнечного движения. Что касается фигуры мужика с калачом, то исследователи народного быта видели в нем или олицетворение масленицы или воспоминание о языческом божестве, покровителе плодородия и семейных достатков.

Вполне возможно, что масленичные шествия, столь полюбившиеся Петру I, своими истоками были связаны и с этими простонародными традициями. Сам Петр в подобных процессиях старался играть скромную роль, нарядившись то шкипером, то барабанщиком, а его супруга часто была одета голландской крестьянкой. Зато крестьянин на масленой неделе мог превратиться в царя. В конце XVII века тверской помещик Н. Б. Пушкин донес, что его крестьяне в субботу на масленице выбрали себе "царя", с великим торжеством водили его по деревням и "всполохи чинили с знаменами и с барабанами и с ружьем". Перепуганный помещик усмотрел в игровом действе проводов масленицы политическую крамолу.

Драматург А. Н. Островский, задумав ввести в пьесу "Снегурочка" сцену проводов масленицы, записывал обрядовые праздничные песни, услышанные в русских деревнях. И в "Снегурочке" племя берендеев, жившее в "доисторические времена", прощалось с масленой неделей так же, как и современники драматурга, как, может быть, и сейчас еще прощаются с ней в русской глубинке:

Прощай, честная Масляна!

Коль быть живым, увидимся.

Хоть год прождать,

Да ведать-знать,

Что Масляна придет опять...

 
ВоЛнИраДата: Вторник, 21.02.2012, 17:20 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11516
Статус: Offline
Масленица 2011
Празднование Широкой Масленицы в Москве на Васильевском спуске



jpeg image hosting

Как праздновали Масленицу на Руси
Дата публикации 09.02.2011


История Масленицы насчитывает многие столетия и берет начало еще в эпоху славянских языческих племен, для которых этот праздник знаменовал окончание зимней стужи и наступление весны.

Масленица до XIV века была для наших предков началом нового года. А по древним приметам, как человек встретит Новый год, так его и проживет. Поэтому не скупились русичи на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли масленицу в народе “честной”, “широкой”, “обжорной”, а то и “разорительницей”. Праздник масленицы был также связан с культом нарождающегося солнца. Отсюда и традиционные блины. Круглые, горячие, золотистые, они представляют собой как бы миниатюрные изображения нашего светила. Со временем масленица утратила мистический смысл и превратилась в массовое народное гулянье, посвященное проводам зимы. С карнавалами ряженых и ездой на тройках с бубенцами, сжиганием чучела зимы и катаньем на санках с гор, взятием снежных городков и другими шумными и веселыми играми и затеями.

Ни принятие христианства, ни изменение времени новогоднего отсчета не заставили Русь отказаться от любимого праздника — хлебосольного и разгульно-веселого, в котором словно отражалась русская натура, порой не знающая меры. Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь немного перенести его по срокам и сократить дни празднования с четырнадцати до семи. С приходом православия масленица стала предвестницей Великого поста перед Пасхой, и оттого празднование ее стало еще больше масштабным, чем прежде. Ведь в Великий пост, длившийся около двух месяцев, церковью строго осуждалось употребление мяса, молочных продуктов, вообще любой скоромной пищи и, конечно же, алкогольных напитков. Масленица в России всегда праздновалась широко, всей страной. Повсеместно пекли блины, лепешки, ватрушки, жарили яичницы, варили кисели, зазывали к себе гостей. По своей темпераментности, как отмечали современники, “московиты, пожалуй, сродни итальянцам”. Масленицы, по словам саксонца Г.А. Шлейссингера, побывавшего в Москве в конце XVII века, напоминает итальянский карнавал, который в то же время и почти таким же образом отправляется.

Участие в праздничных гуляниях царских особ было скорей традицией, чем исключительным случаем. В исторических свидетельствах как участники масленичных гуляний фигурируют царь Алексей Михайлович, Петр I, императрицы Екатерина I и Екатерина II, другие российские государи.

Царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, «кулачных боев меж себе не делали и на качелях ни на каких не качалися». Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.

Петр I устраивал в Москве на масленицу грандиозные процессии. Например, в 1722 году изумленные москвичи наблюдали, как по заснеженным улицам их древнего города курсировал русский флот. Лодки, яхты, корабли были поставлены на сани, которые тянули лошади. Сам император ехал на большом корабле, беспрестанно салютовавшем из пушек. Команду корабля составляли бойкие, проворные мальчики. Очевидец этого события, Ф.В. Бергхольц рассказывал: «Его Величество веселился истинно по-царски. Не имея здесь в Москве возможности носиться так по водам, как в Петербурге, и несмотря на зиму, он делал однако ж со своими маленькими ловкими боцманами на сухом пути все маневры, возможные только на море. Когда мы ехали по ветру, он распускал все паруса, что, конечно, немало помогало 15-ти лошадям, тянувшим корабль. Императрица следовала за кораблем в красивой раззолоченной гондоле. В процессии были ряженые, изображавшие турок, арапов, испанцев, арлекинов, даже драконов и журавлей. Были сани, запряженные шестерней медведей. Ими правил человек, зашитый в медвежью шкуру. Праздник закончился пиром и фейерверками.

Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленичной неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки — мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины. Однако, по странной иронии судьбы, пороки, с которыми намеревалась бороться Екатерина, под ее скипетром расцвели еще более пышным цветом. Когда Екатерина II дождалась рождения внука Александра, которому втайне намеревалась передать престол, обойдя нелюбимого сына Павла, императрица на радостях устроила для своих приближенных поистине «бриллиантовую» Масленицу. Английский посол лорд Гаррис сообщал: «Императрице угодно было устроить в течение Масленицы праздник, который своим великолепием и изяществом превзошел все, что можно придумать в этом роде. За ужином десерт подавался на драгоценных блюдах, сверкавших каменьями на сумму до двух миллионов фунтов стерлингов”. Тем, кто оказывался в выигрыше в затеянных после ужина играх, императрица преподносила бриллиант. За вечер она раздарила своим приближенным около 150 бриллиантов, поразивших англичанина своей ценой и редкостной красотой.

После небезызвестных событий 1917 года Масленица для государства “перестала существовать” и только несколько лет назад традиция празднования Широкой Масленицы была возобновлена. Масленицу можно сравнить разве что со всемирно известным Венецианским и Бразильским карнавалами, когда люди гуляют и веселятся на протяжении многих дней подряд.

МАСЛЕНИЧНЫЕ ИГРЫ

Одной из самых излюбленных забав на Масленицу было катание с ледяных горок. Чужеземным наблюдателям такое развлечение казалось “более опасным, нежели веселым”. Ганноверского посланника Ф. -Х. Вебера, побывавшего в России во времена Петра I, излюбленное развлечение русских привело в содрогание. В XVII веке для этого использовали естественные рельефы местности – высокие речные берега, овраги и пригорки, которые заливали водой. Наверху устанавливали стол с водкой, которой на — “на дорожку” — угощали катающихся. Внизу располагался оркестр, вокруг собирались толпы наблюдающих. Несколько человек садились гуськом, держась друг за друга , на соломенный коврик. Для благополучного спуска следовало обладать незаурядными акробатическими способностями. Катальщики на огромной скорости неслись с горы, скользя по ледяным ухабам на «пятой точке». Как только коврик с катающимися сталкивали сверху, «начинали играть литавры и трубы, звук которых сопровождался криками зрителей и самих спускавшихся”.

Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами, спусковую дорожку ограждали бортиками. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. Вместо рогожек появились специальные санки, которые вначале напоминали лодки, поставленные на полозья и обитые внутри сукном. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Катание с городских усовершенствованных гор стало платным и в начале позапрошлого века стоило копейку.

Возле ледяных гор развертывалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику веселили скоморохи и любимый народный герой — Петрушка. Вскоре на смену этим представлениям пришли балаганы, в которых выступали акробаты и жонглеры, показывали дрессированных животных и китайские тени, ставили лубочные комедии, спектакли-феерии, а также популярные в XIX веке «живые картины».

Если в Москве и Петербурге люди на масленицу спешили в балаганы, чтобы посмотреть «Битву русских с кабардинцами» или «Взятие Карса», то жители маленьких провинциальных городков и деревень сами становились действующими лицами необычной баталии — взятия снежного городка. Собравшись от мала до велика, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и двумя воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби. Потом всем участникам игры подносилось угощение, а победителя награждали подарком.

Самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях.


image host

Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Красивый выезд в Москве был предметом соперничества. По свидетельству участницы масленичных катаний англичанки М. Вильмот, приехавшей в гости к княгине Дашковой в 1804 году, особенно блистали купчихи. “Их головные уборы расшиты жемчугом, золотом и серебром, салопы из золотного шелка оторочены самыми дорогими мехами. Они сильно белятся и румянятся, что делает их внешность очень яркой. У них великолепные коляски, и нет животного прекраснее, чем их лошади”.

Особую поэзию санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой «молодые» ездили по улицам «казать себя» и делали визиты родным и знакомым. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. Молодоженов и помолвленных узнавали сразу: и по счастливым лицам, и по щегольским нарядам, а особенно по тому, что им положено было ездить обнявшись.

По деревням с песнями и приговорами двигалась процессия с соломенным чучелом Масленицы. Огромную смешную куклу изготавливали заранее из соломы или тряпок, наряжали ее обычно в женскую одежду. “Сударыню-Масленицу” взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный “поезд”: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За околицей устривался большой костер. Давали чучелу Масленицы блин, после чего “Сударыня-Масленица” сжигалась на костре со словами: “Прощай, Маслена ерзовая!”, “Гори-гори, Масленица, чтобы не погасла!”. В костер бросали не только чучело Зимы, но и разные старые вещи, остатки праздничной еды, что символизировало похороны зимы, всего отжившего, старого, вместе с тем – обновление природы, зарождение весны, новых сил плодородия. Затем начинали прыгать через костер, водить хороводы, петь и плясать до утра.

Главное угощение на Масленице — блины, пеклись и поедались в несметных количествах. Даже в ресторанах старой Москвы и Петербурга они были основным блюдом, вместе с ними подавали масленичные поздравления в стихах и с рисунками. Каждая хозяйка имела свои собственные рецепты блинов и держала их в секрете от соседей. Обычно блины пекли из гречневой или пшеничной муки, разные: большие – во всю сковородку или маленькие – с чайное блюдце. К блинам подавали разные начинки – икру, сметану, яйца и др.

Каждый день масленицы имел собственное название и ритуальное значение.

Понедельник называли “встречей”.

В этот день встречали Масленицу, наряжали куклу-чучело, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Родственники навещали друг друга, договаривались, как будут проводить неделю.

Вторник – “заигрыш”.

С этого дня начинались разные безудержные игры и потехи: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах (помещения для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. По улицам ходили ряженые в масках. Посещая знакомые дома, они экспромтом устраивали веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. В почете было и другое нехитрое развлечение – катание с обледенелых гор.

Среда – “лакомка”.

В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

Широкий четверг.

Здесь-то и начинается основное веселье: возят чучело, катаются, поют частушки, ходят колядовать. Вероятно, отсюда пошло “не все коту масленица”, перед Великим постом надо нагуляться как следует.

Пятница – тещины вечерки.

Самым главным событием было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе). В некоторых местах «тещины блины» происходили на лакомки, т.е. в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» — приглашали на блины. Теща должна была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

Суббота – золовкины посиделки.

В субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а своим золовкам – сестрам мужа они вручали подарки.

Прощеное воскресенье (целовальник, проводы)

В этот день провожали Масленицу. Соломенное чучело чествовали, приглашали снова вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу, где сжигали на костре. В последний день масленицы все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом: “Прости меня, если виноват” — “И ты меня прости” — “Бог простит”. Все это сопровождалось поклонами и поцелуями. В XVII веке в этот день цари вместе со своими приближенными приходили “прощаться” к патриарху. А тот, исполнив необходимые церемонии, потчевал высоких гостей креплеными медами и рейнским вином. Уходит масленица, а вместе с ней и зима. А уже завтра пост...







 
ВоЛнИраДата: Понедельник, 11.03.2013, 13:56 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11516
Статус: Offline
Анимации, анимационные картинки, открытки Масленица, поздравления в стихах друзьям и близким

С Масленицей поздравляем,
Веселись, ликуй народ!
Солнца, радости желаем,
Отмечай весны приход!
Пусть с румяными блинами
Счастье в дом ваш постучит,
Калачами, пирогами
Стол вас щедро наградит!


© http://pozdravlandia.ru/pozdravleniya_carnival.html

 
ВоЛнИраДата: Понедельник, 11.03.2013, 13:57 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11516
Статус: Offline


Встречайте Масленицу с песней,
Открыты будьте и добры.
И станет мир ваш интересней,
И будут вкусными блины.
Желаем шумного веселья,
Дыханья солнечной весны,
Примите наши поздравленья,
Пусть счастьем будут дни полны!


© http://pozdravlandia.ru/pozdravleniya_carnival.html
 
ВоЛнИраДата: Понедельник, 11.03.2013, 19:19 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11516
Статус: Offline
*
Широкая Масленица - Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих.

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!
*
http://stihotvorenija.ucoz.ru/index/maslenica/0-299
 
ВоЛнИраДата: Понедельник, 11.03.2013, 19:55 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11516
Статус: Offline
Анимации, анимационные картинки, открытки Масленица, поздравления в стихах друзьям и близким
 
ВоЛнИраДата: Понедельник, 11.03.2013, 19:57 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11516
Статус: Offline
Масленица

Масленица — старый светлый праздник,
Испокон веков любимый на Руси.
Прочь зима! Весна стучится в двери,
Каравай ей с солью поднеси!

Надоели лютые морозы,
Надоела злющая зима.
Ярче солнца свет, длиннее с крыш сосульки.
Звон капели. Скоро ли весна?

Масленица — радость на неделю.
Игрища, потехи, городки,
Девичьи веселые качели,
Детвора с припевками, блины!!!

С сёмгою, с икрой и со сметаной.
Налегай! Желудок не жалей!
А какая радость без хмельного?
Бражки, самогончику налей!

Убирайся, смертоносный холод.
Уходи. противный серый мрак. Масленица — возрожденье жизни,
Солнечного света и добра.

Прокатись на тройке с бубенцами!
Все лошадки словно на подбор.
Раскраснелись щеки,
Разыгрались в жилах
Удаль молодецкая, задор.

Умирай скорее, зима-стужа!
Люд честной сейчас поможет ей.
Чучело соломенное свяжем.
Поджигай! Огня-то не жалей!

Вот и все. Расправились с зимою.
Нам она, злодейка, не нужна.
Приходи, весна! Весне дорогу!
Ждем тебя, красавица весна!
 
ВоЛнИраДата: Понедельник, 11.03.2013, 19:58 | Сообщение # 9
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11516
Статус: Offline
Анимации, анимационные картинки, открытки Масленица, поздравления в стихах друзьям и близким
 
ВоЛнИраДата: Четверг, 14.03.2013, 21:06 | Сообщение # 10
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11516
Статус: Offline


Поздравляем с Масленицей 2013!
Желаем вам уюта и тепла!
Чтобы сытой жизнь и радостной была!
Как зима холодная сменяется весной,
Пусть уйдут печали талою водой.
Пусть проснется счастье, как цветок весенний
И пребудут с вами радость и веселье!

В конце зимы, перед постом великим
Издавна гуляет наш народ.
К нам приходит Масленица вкусная,
Она щедра, танцует и поет.
Поздравляем с праздником надежды,
Пусть уйдут зима и холода.
Пусть подарит Масленица радость,
И счастьем светятся глаза всегда!
 
ВоЛнИраДата: Суббота, 16.03.2013, 14:39 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11516
Статус: Offline
 
ВоЛнИраДата: Понедельник, 16.02.2015, 15:39 | Сообщение # 12
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11516
Статус: Offline
Что такое «Масленица»? Румяные блины, дружные песни, веселые пляски, хороводы, разнообразные игры, обилие вкусной сытной пищи!

Празднование масленицы.
Масленица – это проводы русской зимы и встреча такой долгожданной весны. Это праздник, любимый всеми, известный еще с языческих времен. Считается, что первоначально масленица была связана с днем весеннего равноденствия, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Блины, круглые масляные и румяные – символ масленицы – подобие солнца, которого так не хватало всю зиму, символ победы добра над злом. Блинами зазывали солнышко, исполняли особые танцы, которые помогали весне победить зимушку-зиму. Всю масленичную неделю хозяйки пекли блины, ходили друг к другу в гости, поздравляли друг друга с масленицей, с масленичной неделей, а в воскресенье просили прощенье. Каких только блинов не пекли на Масленицу: ржаных, овсяных, с картошкой, с творогом и коноплей. Ели их с маслом, сметаной, медом.
Есть известное выражение «Первый блин комом». Знаете ли Вы, что оно означает? Имеется ввиду, что первый блин всегда принято было отдавать бедным, иначе он застрянет комом в горле. По другой версии Масленица начиналась с "масленых дедов". Язычники верили, что вместе с теплом, травами и птицами на землю возвращаются души умерших предков, которые будут помогать им весь год, поэтому первый блин обычно клали на «духовое» окошко - для душ предков: "На Масленице первый блин - за упокой".
Весна – начало новой жизни, продолжение рода, поэтому масленица – еще и семейный праздник. Поэтому для всей семьи супертосты приготовили поздравления на масленицу в стихах.
Масленица традиционно отмечалась на Руси широко, весело, с особым размахом, ведь после масленицы начинается долгий пост, когда нельзя будет не только есть, но и плясать и смеяться. Говорят, что именно в эту масленичную неделю надо хорошо повеселиться от души, чтобы потом весь год жилось счастливо. Всю масленицу сметана, масло, сыр, блины не должны сходить со стола.

Широкая масленица.
Последнее воскресенье перед масленицей получило название «Мясное заговенье» неспроста. Именно в этот день разрешается поесть мясо последний раз, и в масленицу мясную пищу употреблять уже нельзя, но разрешается есть молочные продукты и рыбу. Ну и конечно, блины. Их пекут всю масленичную неделю, но особенно много с четверга до воскресенья. Эти дни и называются широкой масленицей.
Не надо забывать, что еда на масленицу в особом почете. Не зря же раньше говорили, что на масленицу нужно есть столько раз, сколько прокаркает ворона, или сколько собака махнет хвостом, подразумевая, что еда это самая важная форма жизни.
Широкой Вам Масленицы!

Пословицы и поговорки на масленицу.
С масленицей связано очень много пословиц и поговорок.
"Без блина не масляна"
"На горах покататься, в блинах поваляться"
"Не житье, а масленица"
"Масленица объедуха, деньги приберуха"
"Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить"
"Не все коту масленица, а будет и Великий Пост"

На масленицу веселились с утра и до позднего вечера, на главных улицах было принято устраивать широкие гуляния с песнями и плясками. Соломенное чучело – символ уходящей зимы – непременный атрибут масленицы. Раньше было принято одевать чучело в мужской кафтан и в руки непременно давали посуду, на которой пекли блины.
Прощенное воскресенье – последний день масленичной недели. В этот день принято просить прощенье. В ответ обычно отвечают «Бог простит!». Как просить прощение на прощенное воскресение стихами, можно прочитать здесь.


http://www.supertosty.ru/pozdravleniya/prazdniki/maslenica/
 
ВоЛнИраДата: Понедельник, 16.02.2015, 16:31 | Сообщение # 13
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11516
Статус: Offline
Вот и пришла Масленица! hands



Дорогие друзья! Поздравляю Вас с праздником! Сегодня солнечный и ясный день.
Сегодня первый день Масленицы. Будем провожать зимушку-зиму и встречать весну-красавицу.
Будем печь блины и веселиться. Желаю всем отличного настроения, радости, улыбок. Удачи и крепкого здоровья. Любви и Мира.
С ШИРОКОЙ МАСЛЕНИЦЕЙ!!!


http://www.supertosty.ru/pozdravleniya/prazdniki/maslenica/5.html

 
ВоЛнИраДата: Вторник, 08.03.2016, 15:32 | Сообщение # 14
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11516
Статус: Offline
Друзья, коллеги, знакомые с Масленицей Вас!!!




С Масленицей поздравляем,
Веселись, ликуй народ!
Солнца, радости желаем,
Отмечай весны приход!
Пусть с румяными блинами
Счастье в дом ваш постучит,
Калачами, пирогами
Стол вас щедро наградит!


(Автор: Дементьева Татьяна)
©
http://pozdravlandia.ru/pozdravleniya_carnival.html

 
ВоЛнИраДата: Вторник, 08.03.2016, 15:36 | Сообщение # 15
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 11516
Статус: Offline


Масленицу отмечают с понедельника по воскресенье, и каждый день на этой неделе принято проводить по-особому, соблюдая традиции праздника.

Понедельник (7 марта)
называется «Встреча Масленицы». В этот день хозяйки начинали печь блины, причем, первый блин обязательно отдавали нуждающимся, бедным людям. Еще в понедельник готовили чучело Масленицы, которое выставляли на главной улице. И оно, облаченное в лохмотья, должно было простоять до воскресения.

Вторник (8 марта)
в народе называли «Заигрыш». Этот день полностью посвящали молодоженам. В этот день устраивались народные гуляния: катание на санках, на каруселях и ледяных горках.

Среда (9 марта)
– «Лакомка». В этот день принято было созывать в дом гостей (соседей, друзей, родных) и угощать их вкусными блинами, пирогами, медовыми пряниками. Также в среду тещи блинами угощали своих зятьев, отсюда и выражение пошло «Пришел зять, где сметаны взять?». В этот день популярными были кулачные бои и конные бега.

Четверг (10 марта)в народе нарекли «Разгуляй». Именно с этого дня начиналась Широкая Масленица, которая сопровождалась катанием на санках, играми в снежки, веселыми песнями и хороводами.

Пятница (11 марта).
Этот день обозначили как «Тещины вечерки», потому что именно в пятницу зятья приглашали в свой дом тещу и угощали блинами. При этом муж их дочери, накануне, должен прийти в дом к теще и позвать ее в гости.

Суббота (12 марта) называется в народе «Золовкины посиделки». Молодые невестки звали к себе сестер мужа, вели с ними разговоры, угощали различными вкусностями и дарили подарки. Если золовка еще не успела выйти замуж, то невестка звала своих незамужних подруг, а если сестра мужа состояла в браке, то приглашались только замужние родственницы.

Воскресенье (13 марта)
является апофеозом Масленицы и имеет название «Прощеное воскресенье». Именно в этот день провожали Масленицу, прощались зимой и символично сжигали чучело. Еще в воскресенье принято просить у родных и знакомых прощения за те, обиды, которые накопились за весь год.

Источник: http://god-2016.com/prazdniki/kakogo-chisla-maslenica-v-2016-godu
 
Форум » ВСЕВОЗМОЖНЫЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ » ПОЗДРАВЛЕНИЯ В СТИХАХ, ТОСТЫ, ПОЖЕЛАНИЯ » Широкая масленица
Страница 1 из 212»
Поиск:

сирен